Муниципальное автономное учреждение культуры
«Донской театр драмы и комедии им. В.Ф. Комиссаржевской» г. Новочеркасска
(Казачий драматический театр)

О нас пишут

photo_

Главные критики - дети

Не театр, а сказка!

IV областной благотворительный фестиваль спектаклей «Волшебный мир сказки», открывшийся феерической постановкой ”Золушка” в исполнении новочеркасцев в Казачьем драматическом театре, благополучно завершен. Символический сказочный ключ фестиваля торжественно вручен его следующему хозяину – Таганрогскому драматическому театру им. А.П. Чехова.
Какие же впечатления оставил прошедший сказочный марафон юным зрителям и взрослым театралам, чем запомнился? В течение недели театры Ростовской области показали новочеркасцам семь разнообразных сказок. Здесь была и классика жанра: «Колобок», «Волшебная лампа Аладдина», «Золушка», «Аленький цветочек» и современные истории с элементами сказки: «Чемоданное настроение» и «Вкусная история о Девочке и Великане».

Вкус — “спессфисский”…
Начнем с последнего. Спектакль Ростовского-на-Дону академического молодежного театра «Вкусная история о Девочке и Великане» (урок французской кухни) был показан дважды, чтобы охватить и накормить этим специфическим блюдом большее количество детской публики. Действие происходило в просторном прозрачном шатре, установленном на сцене, куда, предварительно разувшись, заходили и рассаживались прямо на полу, на половичках, дети – сколько поместится, но не более 25-30 человек. Родителей, сопровождавших своих отпрысков, усаживали на стульях слева и справа от шатра, также на сцене, чтобы и они могли наблюдать за происходящим. Пустой и темный зрительный зал от публики в этот день отдыхал.
Чем же угостили и удивили ростовчане ребятню? Короткое представление было решено в форме эдакой игры – баловства двух затейников-актеров с детворой, якобы не желающей дома ложиться спать. Актеры примеряли на себя разные небольшие роли, вовлекая инертных и сдерживая активных малолетних неслухов, заодно пугали их и людоедом-великаном, но страшно не было. Присутствовали и элементы теневого театра, а вот сюжетная линия, как таковая, просматривалась слабо. Происходившее в шатре выглядело как фантазийная абракадабра, которой можно ненадолго увлечь детишек, желающих бездумно порезвиться, покричать-повопить, потопать-похлопать, понакрываться от деланного ужаса полотенцами и тому подобные простейшие штуки-забавы. Таким незатейливым приемом детям, а заодно и их родителям показали, как бы с ними должны играть их родители или старшие братья-сестры в час досуга. Впрочем, историю, заявленную в афише, как «вкусная», таковой вряд ли можно назвать. Сомнительно, чтобы игровое варево «а ля франсе», изготовляемое актерами из детских соплюшек и чиханий, могло бы показаться съедобным кому-то. А уж чтобы назвать его аппетитным и тем более вкусным – бр-р, это ж какой извращенный вкус нужно иметь. Могу допустить, что кому-то данная работа ростовских аниматоров и показалась любопытной, но в большинстве своем зрители, посмотревшие ее, уходили разочарованные, обещали, де, на рубль, а выдали на пятак.

Проездом из Ливерпуля в Мариуполь
«Чемоданное настроение» — это название спектакля, адресованного «детям, которые станут взрослыми и взрослым, которые станут детьми», как было написано на афише Новошахтинского драматического театра, вначале, честно скажу, больших надежд не сулило. Малоизвестный автор пьесы – А. Богачева, молодой театральный организм. И как же приятно оказалось обмануться в своих сомнениях и опасениях.

Казалось бы, ну что можно придумать интересного, познавательного и поучительного для представителей детского племени, оставшихся на вокзале без пригляда и попечения родителей? Что там изыщешь такого уж эдакого? Поезда, камера хранения, сумки да баулы, носильщики и дежурный по вокзалу – ничего сказочного, ску-у-ка. Но явление странной и смешной особы, предприимчивой Феклы Чемодановой, путешествующей в собственном багаже — и скука сгинула без следа. Действие завертелось и поскакало, как эта самая развеселая Фекла, а с нею вместе Девочка с косичками Соня и упитанный Мальчик Леня – герои этой истории. А всего-то и нужно было – включить свою фантазию. Тогда можно и пообедать у Феклы в гостях – в ее доме-чемодане, необидно подразниться между собой, а заодно и с ровесниками в зале, разобраться с индейцами и индийцами, попрыгать через скакалку длиной в полсцены… Да мало ли еще чего на свете занимательного. А после, напевая легко запоминающиеся слова песенки: «От обиды и скуки спасение – чемоданное настроение», отправиться с путешествующей Феклой из Ливерпуля в Мариуполь или еще куда похлеще, где удовольствий и приключений не занимать. Недаром же на искреннее заверение главной героини Чемодановой, уже прощавшейся с Соней и Леней, что я, мол, с вами так прообнималась бы до завтрашнего утра, один из мальчишек в зале восторженно пробасил: «Ого! Ничего себе!» А отсюда и вывод – позитивный, легкий, динамичный спектакль пришелся по душе всем. Как-то даже жалко стало, что так быстро он закончился. Хотелось еще провести время с этой необыкновенной то ли девчонкой, то ли категорически нестарящейся тетенькой, которая терпеть не может, когда ее тетенькой пытаются назвать.
В общем, приехавший из Новошахтинска в Новочеркасск смешной славный спектакль воодушевил городскую детвору и напомнил взрослым, что в каждом дяденьке обязательно живет мальчик, а во взрослой тетечке – веселая девочка. Не забывайте об этом, ага?

Нянька Яга, костяная нога
Посмотреть любимую с детства сказку И. Аксакова «Аленький цветочек» малолетней публики набилось полный зал, заняли и откидные места, и приставные. Однако имени автора Аксакова на афише Шахтинского драматического театра как раз и не значилось. Новые авторы вольно прошлись по сказочному сюжету с доморощенными переделками и тут уж у зрителя, знающего наизусть историю про Аленушку и аленький цветочек, выбор был невелик – скрепись и терпи всё, что со сцены предлагают. Хотя и до сих пор не пойму, чем же плох создателям постановки классический сюжет, зачем населять его новыми персонажами, а старых принуждать делать дела им несвойственные, автором не завещанные?! Оформление же сказки было замечательное – в древнерусском, былинном стиле, с идолами славянскими, с древом не то счастья, не то рока, очень уж своей резной замысловатой кроной череп напоминающим. Сказка зрелищная, яркая. И актерские работы достойные, убедительные. И костюмы – в тему. Если б не манипуляции с сюжетной канвой – нелепые и ненужные, белыми нитками шитые. Вот и вышло, как в мудрой народной присказке – сказка ложь, да в ней намек. Большущий такой намек иным «добрым молодцам» — не надо, братцы, любимые всеми сказки терзать добавками да переделками. Они и без всего этого – ах, как хороши! Веками отточены, как самоцветы драгоценные, в доработках не нуждаются.
.
А как заметно сразу теряют интерес к происходящему на сцене дети, едва видят, что известный им сказочный сюжет ломают и перевирают. Они тут же лезут за своими мобильниками и утыкаются в их экраны. И вернуть их назад очень непросто.

Колобок-шоу и другие
«Стойкий оловянный солдатик» — музыкальная сказка Ростов-ского государственного музыкального театра, отметившего в эту весну свое 85-летие, где все персонажи поют. Причем поют чудесно. Есть соло Старой Куклы и нежное тремоло Соловья, вопль души милейшей толстухи Свиньи-копилки и заводная песня Механического Соловья. И у прыткого злыдня Чертика свой вокальный выплеск, и Стойкий Солдатик, несмотря на свою оловянность, замечательно справляется с пением. А уж как хороши слившиеся в дуэте Крыса и Крот. Что значит, когда на сцене профессионалы! Забавные и волнительные сказочные перипетии, живописные костюмы, интересные сценические находки в оформлении – все очаровывало. Дети смотрели сказку с увлечением, узнавая героев Андерсена и комментируя мамам события сказочной истории. «Браво!» — на сказке услышишь не часто, но здесь оно звучало не раз.
Ростовский государственный театр кукол им. В.С. Былкова с его постановкой «Колобок-шоу» — русская народная сказка в одном действии на фестивале ждали с нетерпением. Интриговало, казалось бы, несочетаемое – простецкий лапотник Колобок – и вдруг «шоу». «Как это будет?», «Да еще и куклы!», «Говорят, ростовые», — слышались обрывки разговоров в фойе театра перед началом. И вот заиграла веселая русская мелодия, занавес открылся, вышли из-за красочной ширмы артисты с куклами в руках – ах, славное начало. Малолетняя публика оживилась, ну где же он, Колобок-то? А затем все пошло своим чередом: Бабка бойко по сусекам мела, Дедка ее наставлял, ребята в зале тесто месить помогали, чтобы правильный Колобок получился. Уж и в печь его бабка сунуть успела, песенку спела, достает из печи, а Колобок изрядно больше стал да румяней. Все дети вокруг радуются вместе с Дедкой. Но сидит рядом со мной девочка-бука лет девяти, фома неверующая и бурчит себе под нос: «Ага, накачали его там да покрасили». Посмотрела я на нее, бывают же такие прагматичные недоверчивые девчонки и жаль ее стало.
.
Сказок ей в детстве что ли не читали? А тут пошли чудесные сказочные персонажи – один другого лучше: Петух с будильником, Розовый Зайчик – обаяшка, лирик Волк с букетиком цветов и добрый Медведь Михайло Потапыч. А уж как Лиса Краса хороша была и не сказать. И никто Колобка съесть не захотел, а все с ним подружились. И в зал зверушки вместе с Колобком спускались, с ребятами плясали и играли.
Вот такое русское игровое шоу вышло – кукольное, замечательное. Прямо хоть приз зрительских симпатий этой сказке давай. Вот как надо для детей ставить – крутилось в голове. На что моя соседка – бука, и ее пробрало, и она разлакомилась, разохотилась – со всеми хлопала, колобковую песенку подпевала, хотя и стеснялась поначалу. «Колобок-шоу» новочеркасская юная публика приняла на ура.

Закрывал IV благотворительный фестиваль «Волшебный мир сказки» музыкальный спектакль Ростовского академического театра драмы им. Максима Горького «Волшебная лампа Аладдина». Еще одну яркую и удивительную постановку увидели юные новочеркасские зрители. Восточный колорит азиатского базара с его пестрой толпой продающих и покупающих, роскошь дворца персидского шаха и изысканные наряды его прелестной дочери царевны Будур, умница Аладдин и поющий (такое бывает только в сказке!) Джинн. Но ярче восточных халатов, слаще багдадской халвы и хурмы была игра одного, очень знакомого городским театралам артиста Евгения Климанова, долгое время работавшего в Новочеркасском казачьем театре. В его блистательном исполнении роль коварного и жадного Визиря украсила спектакль, оттенила добро добрых персонажей и увеличила щедрость щедрых. Радостно было наблюдать, как восторженно реагировали на все пируэты и примочки горбатого, злого и хитрого Визиря (Е. Климанова) подростки. Как, хохоча, принимали каждую его реплику, каждый жест. А служительницы театра растроганно говорили друг другу об игре Евгения: «Наш-то, наш!». Впрочем, и весь актерский ансамбль был на высоте. И вновь заслуженное «Браво!» услышали ростовчане.
Закрывая фестиваль и подводя итоги промелькнувшей театрально-сказочной недели, член Правления Ростовского регионального отделения Союза театральных деятелей РФ, инициатор фестиваля А.В. Былков сказал сидящим в зале мальчикам и девочкам: «Вы, дети, являетесь нашими главными критиками. И когда мы видим в ваших глазах восторг от познания мира прекрасного, видим искорки радости, наша миссия выполнена».

Лариса Лиховидова, член Союза журналистов России.

Фото автора.

Контакты

346400 г. Новочеркасск, пр. Платовский, 72 Тел. кассы: +7 (8635) 22-40-30
Контактный телефон: +7-951-834-19-18
Режим работы кассы:
Вторник-Четверг с 11:00 до 17:00
Пятница с 12:00 до 19:00
Суббота с 12:00 до 18:00
Воскресенье с 11:00 до 18:00
Выходной - понедельник
Чем удивил, порадовал Вас прошлый театральный сезон? Чего ждете от нового?