Муниципальное автономное учреждение культуры
«Донской театр драмы и комедии им. В.Ф. Комиссаржевской» г. Новочеркасска
(Казачий драматический театр)

О нас пишут

photo_

И Рыбаков, и Чаплин

28 апреля в Донском театре драмы и комедии имени В.Ф. Комиссаржевской (Казачьем драматическом театре, г. Новочеркасск) прошёл творческий вечер, посвящённый 75-летию заслуженного артиста России Александра Коняхина.

Актёр вспоминал свою жизнь па сцене, отвечал на вопросы зрителей, собравшихся в «Театральной гостиной». Юбиляр читал Пушкина, Пастернака, Есенина. Выступал в отрывках из спектаклей: «Ханума» (Микич Котрянц), «Поминальная молитва» (Тевье), «Брачный договор» (Элеменех Борозовский).

Дома у Александра Яковлевича на книжной полке стоят рядом две памятные статуэтки - Николая Хрисанфовича Рыбакова и Чарли Чаплина. Первую он получил в 2009 году в Новочеркасске вместе с дипломом «За лучшую мужскую роль». Так было отмечено исполнение Коняхиным роли Креонта в трагедии Софокла «Антигона» на III Международном театральном фестивале «Комплимент».

А в 2020 году в Москве на церемонии награждения премией «Признание» благотворительного фонда «Артист» ему вручили статуэтку Чарли Чаплина. Александр Яковлевич, попавший в число 20 лауреатов, говорит:

- Признание коллег по цеху приятно. Неожиданная и престижная награда. Она даётся тем, кто более 40 лет проработал в театре и до сих пор остаётся верен сцене. Считаю, что награда не мне, а всему театру - актёрам, режиссёрам, художникам... Награждение было организовано на высшем уровне, проходило весело и непринуждённо. Премию вручал Леонид Ярмольник.

Вот и попали на одну книжную полку столь разные персонажи: выдающийся трагик и великий комик. Так и в творчестве Александра Коняхина соседствуют и трагедия, и драма, и комедия! В комедийных ролях он подчёркивает драматические моменты, а в драматических - ищет комедийные чёрточки своих персонажей.

А как же всё начиналось? Девятиклассником ростовской школы попал во Дворец пионеров, в театральную студию к Тамаре Ильиничне Ильинской. «Человек-легенда, человек-фантастика», - говорит Александр Яковлевич. Сколько блистательных актёров и режиссёров выпестовала она! Сейчас они работают и в Москве, и в Санкт-Петербурге, и в самых разных точках России.

Ильинская стала для Коняхина духовным наставником, как он говорит, «моим Макаренко». Она заложила в нём основы театральной этики, открыла двери в мир театра, высокой литературы, драматургии. Сколько имён стало близкими - Станиславский, Вахтангов, Шекспир, Мольер! Сколько интересных ролей было сыграно!

Но приближалось время окончания школы, время дальнейшего выбора. Куда поступать? Июль, Коняхин без проблем поступает на театральное отделение Ростовского училища искусств. Стройный, прекрасно сложённый, красавец, романтический герой. Учиться бы да учиться, но... «В Москву, в Москву!» - звал внутренний голос. И Александр едет и пытается поступить во все театральные учебные заведения столицы. Но везде терпит фиаско. Что сыграло главную роль в этом - южный говор, который так не любят в Москве, растерянность в большом городе?..

После такого удара судьбы трудным было возвращение в Ростов, всё виделось в чёрном цвете. «Может быть, я человек бездарный? Может быть, актёра из меня не выйдет? Что я вынесу на сцену? Может быть, пойти работать?» И, не приступая к учебе в училище, Коняхин идёт разнорабочим на стройку. Потом поступает на вечернее отделение Ростовского государственного университета по специальности «журналистика».

Прошёл рабочую закалку, сменил несколько мест работы, увидел людей, битых жизнью, и многое понял о себе. Понял главное - без театра он не может. Благо в конце 60-х - начале 70-х годов в Ростове было много театральных студий! Занимался везде, где было интересно: в поэтическом театре ДК «Энергетик» (руководитель - Артур Хайкин), в театре «МОСТ» в РТУ (Анатолий Васильев и Василий Пучеглазов), в театре Дома учителя (Геннадий Тростянецкий), в театре мехмата РГУ (Леонид Соловьёв).

Сколько сыграно ролей (даже Чацкий)! Сколько взято у каждого из этих режиссёров! Из студийных лет пошло его увлечение пластикой. И режиссёрам юный Александр был люб - они использовали его открытый темперамент, страстность, эмоциональный порыв.

Написал «юный» й осёкся. Да нет, уже не юный, уже за плечами армия, работа в районной газете в Усть-Донецке, в многотиражке Ростовского часового завода. И вот в 1976 году поступило уди-вительное предложение - режиссёр Юрий Ерёмин зовёт работать в Ростовский ТЮЗ. Артистом! Бросил всё и пошёл, правда, пока на смехотворную зарплату. Но ведь ТЮЗ 70-х годов - это легенда, это школа. Многому приходилось учиться, всё-таки сказывалось отсутствие систематического театрального образования. Коняхин играл эпизоды и учился, учился у мастеров. Бывали и крупные роли, например Иван-дурак в «Коньке-горбунке».

Уходит из театра Ерёмин, приходит новый главный режиссёр, и, как говорится, не сработались. Но нет худа без добра - поступило приглашение из Куйбышевского ТЮЗа. Три года в Самаре запомнились работой, работой, работой. Без этого актёр не может, теряет квалификацию. Карандышев в «Бесприданнице» Островского, Борис в «Вечно живых» Розова, Леандро в «Короле-олене» Гоцци... Но по семейным обстоятельствам надо было возвращаться в Ростов. Так судьбе было угодно привести Александра Яковлевича на порог новочеркасского театра.

38 лет в одном театре - для провинции это опасно (можно поднадоесть зрителю, ведь легко и повториться). Но Коняхин не надоедает, потому что всё время меняется, ищет пути к самосовер-шенствованию. Около 120 ролей, из них почти половина центральных. Диапазон их широк - от лирико-героических до острохарактерных и комедийных.

Одна из первых ролей Коняхина в Новочеркасске - Дугин в «Рядовых» Дударева. Красавец-офицер, бесстрашный, готовый на любой подвиг, оказывается ещё и тонким, деликатным. Незабываем его монолог о страшном ранении, глубоко и щемяще-горько ведёт он разговор с женой - дескать, после такого ранения я тебе не нужен.

А вот роль кавалера Риппафратта в «Мирандолине» Гольдони Коняхин решает пластически остро, в гротескной манере. Напыщенный женоненавистник, вызывающий то лёгкую улыбку, то смех в зале, на поверку оказывается раним и беззащитен.

Впервые Александра как комедийного артиста увидел режиссёр Борис Филиппов, поставивший «Женское постоянство» Моэма, где у него центральная роль - Джона Мидлтона. Никакого нажима, обаяние, темперамент где надо - так высекается искра. И тонкий английский юмор этой салонной комедии доходит до зрителя.

Коняхин может играть не только тонко, но и сочно. Незабываемо его появление в роли Капитана Миляги в спектакле «Жизнь и удивительные приключения солдата Ивана Чонкина» Войновича. Миляга появлялся утрированным строевым шагом, и дальше шёл гротеск, если не цирк. И самое важное, что и режиссёр Ефим Кучер, и актёр находили этому психологическое оправдание.

Но самая любимая роль у Александра Яковлевича - это Дед Мороз. Невозможно себе вообразить представление под ёлкой в новочеркасском театре без Деда Мороза-Коняхина. Важность и хитреца, помпезность и тонкий юмор, обаяние и безграничная любовь к детям - всё есть у сказочного персонажа в исполнении Коняхина. Кстати, сыграть эту роль он впервые попробовал ещё в школе.

Сколько ролей сыграно! И все они - частичка жизни, частичка биографии. А сколько режиссёров перевидано! И у каждого Коняхин хотел что-то да взять, чему-то да научиться. Но самое трогательное, самое благодарное отношение у него к Леониду Ивановичу Шатохину, который долгое время был художественным руководителем театра. Ведь у него Коняхин обучался мастерству актёра, когда получал второе высшее образование. Александр Яковлевич поступил на казачий актёрский курс Ярославского государственного театрального института, который был при театре.

В 2021 году на V Международном театральном фестивале «Поговорим о любви...» Александр Коняхин был удостоен диплома «За лучшую мужскую роль второго плана». Это обер-секретарь Тайной экспедиции Степан Иванович Шешковский в спектакле «Царская охота» по пьесе Леонида Зорина. Изверг, злодей? Артист предложил режиссёру Петру Орлову пойти от обратного - пытает, но не повышает голос, чай пьёт... Этакий добрый дедушка. И получилось! Персонаж ожил - и этот человек был страшен. Всё на улыбке, дескать, никуда ты, моя милая, от меня не денешься, всё выпытаю, всё узнаю, всё! И затем - удары кнута!

В театре были спектакли, в которых принимал участие муниципальный ансамбль народных инструментов «Донские узоры». В «Метели» музыканты исполняли музыку Свиридова, а Александр Яковлевич читал пушкинскую «Метель». Опыт сотрудничества с музыкантами оказался столь успешным, что режиссёр Ашот Восканян решил продолжить. Настала очередь «Первой любви» Тургенева. Но уже с артистами, которые иллюстрировали происходящее. А в центре спектакля по-прежнему был Александр Коняхин, который вёл действие, одухотворённо читая тургеневский текст.

Не замыкается Александр Яковлевич в «актёрской скорлупе», ищет и другие пути выхода своей творческой энергии. Когда театр покинул заведующий литературной частью, то перестала выпускаться театральная газета «Арлекин» (приложение к городской газете «Донская речь»). Кому, как не Коняхину, журналисту в прошлом, было взяться за продолжение этого дела? И появились его замечательные статьи о своих коллегах. Доброжелательность, цепкий взгляд, знание актёрского дела изнутри - вот слагаемые его успеха на этом поприще.

Нельзя не сказать ещё об одном увлечении, посредством которого Александр Коняхин стал известен всей области, вошёл в каждый дом. Радио! Долгие годы он работал на ростовском радио в передаче «Дон литературный». Сколько было прочитано стихов, сколько прозы! А какие авторы - Михаил Шолохов, Василь Быков, Леонид Леонов...

Мечта Александра Яковлевича - воссоздать в новочеркасском театре «Поэтическую гостиную». Хотя пробы уже были - чтецкие программы по Пушкину и Пастернаку. Но хочется, показав их в театре, отправиться в школы, библиотеки, институты. У артиста уже готовы литературные композиции - «Поэзия Серебряного века», «Поэты, павшие на войне», «Я не поэт, я партизан (о Денисе Давыдове)».

Коняхин не представляет себе творческой жизни не только без художественного чтения, но и без чтения вообще. Тонкий ценитель поэзии, знаток прозы и драматургии. И, наверное, неслучайно его первое образование - филологическое.

«46 лет в театре, а пролетели, как 46 минут!» - говорит актёр. И немного печалится, что не сыграл да уже и не сыграет многих ролей романтических героев: Фердинанда в «Коварстве и любви», Карла Моора в «Разбойниках», Сергея Луконина в «Парне из нашего города»...

Сейчас в новочеркасском театре идут репетиции «Маленьких трагедий» Пушкина. У Коняхина роль Сальери. И вновь изучение материала, погружение в эпоху и трепет: «А получится ли?» Всё, как в первый раз. Это и есть настоящий Мастер!

 

Алексей Климашевский

Контакты

346400 г. Новочеркасск, пр. Платовский, 72 Тел. кассы: +7 (8635) 22-40-30
Контактный телефон: +7-951-834-19-18
Режим работы кассы:
Вторник-Четверг с 11:00 до 17:00
Пятница с 12:00 до 19:00
Суббота с 12:00 до 18:00
Воскресенье с 11:00 до 18:00
Выходной - понедельник
Чем удивил, порадовал Вас прошлый театральный сезон? Чего ждете от нового?