Новочеркасск известен в России и мире, как признанная столица казачества. Основанный в 1805 году атаманом, будущим героем Отечественной войны 1812 г. Матвеем Платовым, город войсковых атаманов и офицерства являлся крупнейшим культурным, просветительским и духовным центром Юга России. Не случайно именно в Новочеркасске в 1825 году был открыт первый на Дону драматический театр. Имя В. Ф. Комиссаржевской присвоено театру далеко не случайно. В 1964-м, в год 100-летия со дня рождения великой русской актрисы, это звание стало и своего рода наградой театру, и, одновременно, увековечиванием памяти о сценическом дебюте Веры Федоровны в Новочеркасске в 1893 году.
198 лет театр считает своей главной задачей укрепление и развитие традиций русского театра вкупе с главными ценностями казачества – любовь к родине и верность духовным устоям. Так было всегда – и в XIX веке, когда на его сцене блистали видные актеры и режиссеры Щепкин, Рыбаков, Ленский, Федотова, Сапина, Стрепетова, Комиссаржевская... И сегодня театр ярко «звучит» в родном городе и далеко за пределами Новочеркасска.
Театр ведет активную гастрольную деятельность. Комиссаржевцы одними из первых в стране стали участниками федеральной программы «Большие гастроли», реализуемой Министерством культуры РФ. Проект значительно расширил гастрольную палитру театра. Нальчик, Кинешма, Рыбинск, города Ростовской области – Цимлянск, Волгодонск, Егорлык, Целина, Лопанка, Ростов-на-Дону…
Ряд постановок Казачьего драматического отмечен призами Всероссийских и международных фестивалей. Одни из последних спектаклей театра - «Царская охота» Л. Зорина, «Последняя жертва» А. Островского, «Собачье сердце» М. Булгакова в постановке П. Орлова, «Месяц в деревне» И. Тургенева, режиссер Наталья Людскова, стали заметными событиями и для зрителей, и для деятелей театра, отметивших постановки статусными конкурсными наградами.
И снова премьера. К открытию 198-го сезона Донской театр приготовил премьеру «…Жестокие сердца» в постановке заслуженного артиста РФ З. Нанобашвили. Режиссер взял за основу три произведения А.С. Пушкина, соединив их в одно – сценическое. Разные судьбы, герои, даже несколько разные литературные жанры переплетаются здесь логично и органично. «Маленькие трагедии», «Пиковая дама», «Сцены из Фауста» в одном спектакле построены на символах и загадках человеческой природы, над которыми зрителю предстоит задуматься.
Елена Тахаева