Муниципальное автономное учреждение культуры
«Донской театр драмы и комедии им. В.Ф. Комиссаржевской» г. Новочеркасска
(Казачий драматический театр)

О нас пишут

photo_

Наталья Людскова, театральный режиссер: «Любовь – вне времени, вне эпохи»

1 апреля в Донском  театре - премьера весны  — «Месяц в деревне». Для театра новый спектакль - двойной дебют: первая работа известного московского режиссера Натальи Людсковой в Новочеркасске и первое обращение Казачьего драматического к творчеству Тургенева. История о том, как люди проходят испытание любовью, переживая ревность,  страсть,  вечные метания между чувствами и долгом. Место действия – дворянская усадьба середины XIX века, время действия – месяц. Но какой!

- Месяц в деревне часто называют даже не пьесой, а романом в диалогах. Вы согласны? Эта история действительно выходит за рамки традиционной драматургии?

- Когда Тургенев написал эту пьесу в 1850 году, он объявил, что она не предполагается для постановки в театре. Только спустя пять лет спектакль увидел жизнь, причем одну из главных женских ролей тогда сыграла великая русская актриса Мария Савина. Пьеса действительно привлекает тем, что она не ограничена традиционными сценическими форматами. «Месяц в деревне»  – значительно «шире». У автора эта история обозначена, как комедия, но… все страдают. То есть, всё сложно, неоднозначно, как в любых отношениях. Надо сказать, что именно в этом произведении Тургенев отразил собственный опыт любви и переживаний – он долгое время жил в Европе, поэтому влияние западной литературы было неизбежно  – та же «Мадам Бовари» со сложным клубком чувств, отношений. И, конечно, любовь всей его жизни к певице Полине Виардо, недаром их отношения причисляют к самым драматичным и долгим историям любви.

- По глубине чувств, переживаний, коллизий сюжета «Месяц в деревне» стоит в одном ряду с лучшими мировыми произведениями о любви. В чем секрет притягательности пьесы?

- Думаю, прежде всего, в женских характерах. В пьесе представлены три поколения – главная героиня, Наталья Петровна, ее свекровь, и юная воспитанница Верочка. И у каждой свое понимание любви. Та же Наталья Петровна, выросшая в строгости, не получившая душевного тепла и участия от родителей, не находит его ни в отношениях с мужем, ни с Ракитиным – умным, красивым, богатым до глубины души влюбленным в нее человеком.  Ей неуютно в собственной жизни, она понимает, что есть что-то, что должно проявить себя, наполнить ее изнутри. Наконец, она влюбляется горячо, без оглядки, переживает то, что должна хоть раз в жизни испытать каждая женщина. Ключевая фраза пьесы: «Так вот оно, это страшное чувство»…

- Пьесу можно «читать» по-разному – для кого-то это лирическая комедия, для другого - трагедия. Что она для Вас?

- Комедия. Да, героиня открывает в себе любовь, однако при этом она совершенно не понимает, что ей с ней делать. Как и не понимают те, кто ее окружает, как теперь себя с нею вести: в своих новых переживаниях Наталья Петровна сама не своя, она как будто оказывается в каком-то другом измерении. У нас и декорации спектакля выстроены так, как будто физические предметы «парят» в воздухе – они где-то не здесь. «Наташа больна» - такой диагноз ставят героине. Как к этому относиться? С юмором. Иначе можно сойти с ума (Смеётся, ред.).

- Вы не раз говорили о том, что любите ставить комедии, хотя известно, что зрителя легче заставить плакать, чем смеяться. Вы не ищете легких путей?

- Я обожаю комедии. Может быть потому, что по натуре я человек достаточно закрытый, ТАКИМ образом выражаю свое отношение к жизни. В любой ситуации я обязательно вижу что-то смешное. Это мое восприятие мира. «Улыбайтесь, господа, улыбайтесь!...»

- Время и место действия пьесы Вы не изменили (как это сегодня модно), более того, художник спектакля Анастасия Глебова намеренно сохранила самобытность деревенского пейзажа 19 века. Почему Вы намеренно подчеркиваете привязку к эпохе?

- Определенная стилизация у нас, конечно, присутствует, однако она минимальна. Я очень бережно отношусь к классике, к той эпохе: там много уникального - женщина не могла открыто броситься на шею мужчине, поцелуй руки любимой мог стать целым событием…

- «Классическая» стилистика, по-Вашему, окажется близкой современному зрителю? Узнает ли он себя в определенных ситуациях пьесы?

- Начнем с того, что любовь – вне времени, вне эпохи. По большому счету, все пьесы на земле про любовь потому, люди так и не смогли разгадать её природу. Почему у Тургенева Наталья Петровна влюбляется в Беляева? Да, он молод, привлекателен, но образования толком не получил, ленив, в том числе, эмоционально, лишен интуиции, не даром он не сразу понимает, какие он чувства вызывает у женщин. Тем не менее, та самая «бабочка» (как у Юнга) села ему на плечо. Что это? Загадка. Разве сегодня  так не случается? В этом-то и красота классики – в глубине, в сложности чувств, которую так интересно исследовать.

- Вы потому и выбрали режиссуру, чтобы иметь возможность всё «исследовать» самой? После окончания актерского факультета Ярославского театрального института Вас пригласили в Москву, где Вы успешно и много играли в театре и кино. Тем не менее, Вы меняете свой путь…

- Когда я только поступила на режиссерский факультет Высшего театрального училища им. Б. Щукина,  мастер нашего курса Леонид Ефимович Хейфец  задал вопрос: «Зачем вы пришли в эту профессию?» Были разные ответы, но он сформулировал для себя так: «Чтобы сделать этот мир лучше». Эта мысль укрепилась во мне не сразу, но, когда я прочувствовала ее по-настоящему, начала выстраивать свою жизнь – профессиональную, личную, опираясь на нее, стало так легко! Да, любое творчество бывает очень сложным. Режиссура вообще – не женский труд (Улыбается, ред.), недаром ее приравнивают к профессии шахтера. Но для меня важно донести свое видение, отношение к тому, что всех нас волнует, заставляет переживать, плакать или смеяться. Это, если хотите, и открытие себя,  и тех, с кем работаешь.

- Сегодня вы работаете в Новочеркасске, до этого – в Рыбинске, всего же на Вашем счету спектакли, поставленные более чем в десятке городов. В чем особенность нашего театра?

- Самобытный, добрый, профессиональный. Это касается и артистов, и работников цехов. Художник Анастасия Глебова с восторгом отзывается о ваших специалистах – настолько всё делается четко, ответственно, что называется «на совесть». Главное, что мы видим и чувствуем, это ОГРОМНОЕ желание всего коллектива работать – сообща, творчески. Я рада, что у меня была возможность посмотреть несколько спектаклей театра, увидеть артистов в разных амплуа. Они действительно замечательные. Как и новочеркасские зрители – чуткие, эмоциональные. Очень надеемся порадовать их и нашей премьерой.

Елена Тахаева

 

Контакты

346400 г. Новочеркасск, пр. Платовский, 72 Тел. кассы: +7 (8635) 22-40-30
Контактный телефон: +7-951-834-19-18
Режим работы кассы:
Вторник-Четверг с 11:00 до 17:00
Пятница с 12:00 до 19:00
Суббота с 12:00 до 18:00
Воскресенье с 11:00 до 18:00
Выходной - понедельник
Чем удивил, порадовал Вас прошлый театральный сезон? Чего ждете от нового?