Муниципальное автономное учреждение культуры
«Донской театр драмы и комедии им. В.Ф. Комиссаржевской» г. Новочеркасска
(Казачий драматический театр)

О нас пишут

photo_

Петр Орлов: «Я ставлю спектакли про себя»

В наше время на человека обрушиваются тонны ненужной, «пустой» информации, не вызывающей ни малейшего эмоционального отклика. Кто-то к ней привыкает и замыкается в этом «безвоздушном пространстве», кто-то берет в руки хорошую книгу или … идет в театр, чтобы прожить, прочувствовать истории, в центре которых  всегда был и остается человек с его радостями, горестями, поступками, которые определяют его судьбу и судьбу окружающих его людей.

 

На новочеркасской сцене – премьера: на этот раз любимый театром А.Н. Островский, «Последняя жертва». Пьеса популярная, однако, на казачьей сцене ставится впервые. Режиссер-постановщик спектакля - Петр Орлов, человек известный в Новочеркасске, благодаря ярким, запоминающимся «Царской охоте» и «Собачьему сердцу». По мнению зрителей, после этих спектаклей «выходишь из зала с такими эмоциями, будто окунаешься другой мир - наполняешься ощущением присутствия и соучастия с происходящим на сцене». Такая оценка говорит, насколько глубоко режиссер любит тот театральный мир, который создает сам и его актеры.

 

- Петр Гарриевич, в чем секрет режиссера, спектакли которого на одном дыхании смотрит и искушенный взрослый зритель, и молодежь?

- Всё на самом деле просто. Воспитание, семья, я - потомственный режиссер в третьем поколении. Ничего другого, кроме театра, не знаю. И рад бы (смеется), да не знаю – я вырос за кулисами. Много смотрел, впитывал. Это первое. Второе, конечно, образование – театральное училище им. Б.Щукина, где преподавали выдающиеся Личности  – мои мастера Евгений Рубенович Симонов, Вера Константиновна Львова, великий педагог, ученица Евгения Вахтангова. Они вкладывали в нас понимание истинной школы русского театра. ШКОЛЫ! И сегодня, работая с артистами, я часто повторяю: «Играйте «по школе». Проживайте событие здесь и сейчас!» Третье. Я остро воспринимаю мир вокруг - людей, события, и, естественно, свое отношение к сегодняшнему дню пытаюсь выразить на сцене. Для меня важно, как меняется мир, и то, меняется ли с ним человек или старается сохранять себя.  Наверное, этот резонанс и «цепляет» людей. Могу сказать, что я ставлю спектакли про себя.  

- Вы говорите, насколько для Вас важна жизнь современного человека, но в своем творчестве часто обращаетесь к классике. «Последняя жертва»  написана А.Н. Островским почти сто пятьдесят лет назад…

- Я очень люблю высказывание Г.А. Товстоногова: «Каждое классическое произведение поворачивается к новому времени своей новой стороной». Как ни удивительно, мы видим в этой пьесе сегодняшний день. Что происходит? Вечная гонка за деньгами, бесконечный бег к одной единственной цели. А то, что мы ломаем всё на своем пути – отношения, любовь, верность себе, становится неважным. Похоже, что со времен Островского мало, что изменилось. Всё дело в вечном выборе КАК жить, чем жить, любить или предавать.

- Это Ваш третий опыт работы с новочеркасской труппой. Случается так, что артист предлагает свое видение актерской задачи? Вы, как режиссер, согласны с тем, что в споре рождается истина?

- Когда-то я попал на встречу со знаменитым Питером Бруком, который приезжал в Москву. Ему задали вопрос: если артист предлагает вам – великому Бруку - что-то интересное, вы это отвергаете или принимаете? И он ответил: «Если интересное, конечно, принимаю, но кто поверит, что это придумал не я?» (Улыбается) Безусловно, диалог существует, «упираться», говорить «я сказал, и точка» — это не моя позиция, главное, чтобы мое видение и видение артиста не расходились концептуально, всё остальное очень подвижно. Что касается меня, то я, как правило, иду «от артиста» - ищу «ниточку», за которую нужно ухватить, чтобы размотать весь «клубок» - вытащить образ целиком. Да, я предлагаю идею, но вот форму нужно искать, пробовать ее изнутри.

- Этот поиск происходит вместе с артистом?

-  Конечно. Мне нравится раскрашивать образ героя красками артиста, которые он сам же выбирает. И тогда происходят потрясающие открытия, которые я в новочеркасском театре с радостью отмечаю.

- Спектакль, в отличии от фильма, живой организм - одна и та же пьеса каждый раз играется по-разному, этим театр и интересен. Но, всё же, как спектаклю не потерять свою «первозадачу»? 

-  Должен быть каркас, рисунок спектакля, потому что это все-таки форма, которую нужно придумать, «нафантазировать», как говорил Вахтангов. Актерам нужно предложить правила игры. Причем, эта форма – не просто внешний рисунок, это способ существования внутри спектакля. В той же «Последней жертве» существует приём: герои появляются на сцене в картинных рамах. Когда мы в «раме» или на прицеле фотокамеры, то стараемся выглядеть лучше, по крайней мере, делать вид. Но мы-то другие. Именно такой подход к пониманию героя нужно было предложить. Я абсолютно убежден, если правильно выстроить форму, актеры сами заиграют внутри неё, проложат свои «коридоры». Это процесс «от обратного» - не от частного к общему, а наоборот. И тогда происходит чудо!

- При всем уважении к классике, Вы не скрываете своей любви к современной драматургии  - Петр Гладилин, Андрей Иванов,  Леонид Зорин,  Юрий Поляков…

- С Юрием Михайловичем Поляковым мы дружны. Вот уже второй раз он приглашает меня в жюри его драматургического конкурса «Автора на сцену!» Он считает, что так называемая «новая драма» сильно подпортила репутацию современной драматургии, да и театра в целом. Нельзя забывать, что театр – для людей,  а не для некой «подвальной» или «клубной» жизни, где ставятся сплошные эксперименты. Когда я приступаю к постановке современной пьесы, для меня важно осознавать, что это - интеллигентная пьеса об интеллигентных людях. У них миллион проблем, главная из которых  - среди суеты и хаоса жизни оставаться собой. Конкурс Полякова выявляет очень интересную драматургию, написанную хорошим русским языком, что тоже сегодня очень важно. В Вышнем Волочке сегодня идет мой спектакль «Таська» о первой жене Михаила Булгакова. Тяжелейший с точки зрения понимания природы человека и творца материал, невероятно эмоциональная пьеса Малики Икрамовой, в основе которой бескомпромиссный поединок Любви и Гения. Моя задача состояла в том, чтобы соблюсти баланс внутреннего хаоса, раздрая, вызванного разрухой, голодом, духовной пустотой, морфием, и творческого гения писателя. Да, нельзя было не показать внутренний мрак и холод, отражавшийся в поступках человека, но мы-то играем про Булгакова! Я попросил автора вписать в пьесу такую историю: к Булгакову приходит Гоголь и дарит ему свое перо, и тот начинает писать, сверху сыпятся страницы, и на сцену выходят булгаковские персонажи. И далее писатель с ними постоянно сталкивается, соприкасается. Он, как некий передатчик информации, которую должен донести миру… И в сотый раз задать вопрос: кто управляет человеком?

По большому счету, каждый из нас задает себе этот вопрос.

 

Послесловие. Интересный факт.

- Я знаю, что в Вашей семье есть история, связанная с Булгаковым…

- Да, как-то  мои бабушка и дедушка зашли в гости к своему приятелю  кинодраматургу Сергею Ермолинскому и застали там Михаила Афанасьевича. Как известно, Булгаков был человеком нелюдимым, то тот вечер компания провела чудесно. Позже Ермолинский сказал моему деду: «Вы очень понравились Мише. Обычно, когда ко мне кто-то заходит, Булгаков сразу откланивается, а тут…». Сегодня, когда я приступаю к Булгакову, творчество которого очень люблю, на вопросы коллег, не боюсь ли я браться за материал, буквально пропитанный мистикой, я отвечаю: «Нет, потому что Михаил Афанасьевич хорошо относился к моим бабушке и дедушке».

Елена Тахаева

Контакты

346400 г. Новочеркасск, пр. Платовский, 72 Тел. кассы: +7 (8635) 22-40-30
Контактный телефон: +7-951-834-19-18
Режим работы кассы:
Вторник-Четверг с 11:00 до 17:00
Пятница с 12:00 до 19:00
Суббота с 12:00 до 18:00
Воскресенье с 11:00 до 18:00
Выходной - понедельник
Чем удивил, порадовал Вас прошлый театральный сезон? Чего ждете от нового?