Муниципальное автономное учреждение культуры
«Донской театр драмы и комедии им. В.Ф. Комиссаржевской» г. Новочеркасска
(Казачий драматический театр)

О нас пишут

photo_

Притча о степи

Четвёртого ноября в Донском театре драмы и комедии имени В.Ф. Комиссаржевской г. Новочеркасска (Казачьем драматическом театре) состоялась премьера спектакля «Степь» по произведениям А.П. Чехова. Режиссёр-постановщик – Леонид Алимов, главный режиссёр Санкт-Петербургского академического драматического театра имени В.Ф. Комиссаржевской.

Главная сюжетная линия инсценировки, автором которой стал сам режиссёр-постановщик, построена на повести «Степь». В её основу легли впечатления Антона Павловича от поездки по Приазовью весной 1887 года, во время которой он побывал в Таганроге, Новочеркасске, Рагозиной балке, Луганске. В «Степи» также отразились детские и юношеские воспоминания писателя о поездках в степь к дедушке Егору Михайловичу. В инсценировку включены и ещё несколько чеховских рассказов, которые органично вплелись в основное повествование: «В родном углу», «На подводе», «Шампанское», «Студент».

На пустой сцене несколько больших ажурных шаров, напоминающих перекати-поле. Вот-вот подует степной ветер, и шары перекати-поля покатятся неведомо куда. Такие же шары, внутри которых зажжены лампадки, висят на разной высоте, заполняя собой объём сцены. И вот шары исчезают, появляется бричка, которую вывозит на сцену кучер Дениска (Валерий Ребров). Появляются и круглые тюки сена, которые будут перемещаться, становясь то тумбами стола на постоялом дворе, то подобием пригорков…

Во весь задник сцены – чёрные комья земли. «Степь лежит не под ногами, она является фоном, визуальным сопровождением –  герои находятся внутри неё. Более того, местами степь как будто довлеет над людьми и их судьбами. Она будет и травой, и вспаханной землёй, а временами и звёздным небом», – говорит художник-сценограф спектакля Алина Яковлева (Санкт-Петербург).

Впечатляет и работа художника по свету Ирины Вторниковой (Санкт-Петербург). Меняющимся светом и клубами дыма создаётся нужное настроение каждой сцены. Ощущаешь и дневную степную жару, и вечернюю прохладу.

У меня сложилось ощущение, что в спектакле, как в поезде, идёт смена попутчиков, когда люди рассказывают друг другу о самом сокровенном в своей жизни. А после выходят на станции, но что-то остаётся в твоей памяти.

Театр показывает нам эту истории как притчу, в которой степь – это символ. Символ чего? Возможно, жизни? И рядом с мальчиком, только вступающим в эту жизнь, идёт священник, как будто ведя и охраняя его.

Мальчик Егорушка путешествует с сельским священником отцом Христофором (заслуженный артист России Александр Коняхин) и купцом Кузьмичёвым (Олег Радченко), дядей Егорушки. Взрослые везут шерсть на продажу, приглядывая за мальчиком, мать которого попросила Кузьмичёва отвезти племянника в город и устроить в гимназию.

Роль девятилетнего Егорушки исполняет 11-летний воспитанник студии при новочеркасском театре Евгений Столяров. Он, поражая своей органичностью, не тушуется среди профессиональных артистов и уверенно держится на сцене. 

Спектакль практически лишён бытовой конкретики. Да и костюмы персонажей лишь слегка напоминают нам о XIX веке, они вневременные. Алина Яковлева выступила в спектакле не только художником-сценографом, но и художником по костюмам и создала особый условный, притчевый мир.

На это работает и музыкальное оформление, автором которого выступил режиссёр-постановщик Леонид Алимов. В спектакле используются самые разные, порой неожиданные для зрителей, но всегда узнаваемые музыкальные композиции. Звучат и казачьи песни, и еврейская музыка, и польские песни, и современная музыка. Ведь степь в спектакле, как и в повести, многонациональна. Тут всё перемешано: и казаки, и поляки, и евреи. Мы слышим настоящий шум жизни.

Спектакль сложен из множества сочно сыгранных сцен, как в калейдоскопе сменяющих друг друга. Мы видим происходящее и глазами мальчика, и одновременно глазами мудрого режиссёра. Вот сцена на постоялом дворе, хозяин которого Моисей Моисеевич (Роман Пуличев) вынужден унижаться перед проезжающими. А его гордый брат Соломон (Владислав Зайцев) вдохновенно читает им обличительные стихи Некрасова. Трогателен момент, когда Роза (Оксана Семенюк), жена Моисея, согревает Егорушку, впервые оторвавшегося от родного дома, материнским теплом.

А вот и красавица польская графиня Драницкая (Елена Тоцкая), поющая дуэтом со своим любовником Казимиром Михайловичем (Фёдор Шестаков) песню на польском языке. Но за внешним благополучием графини ощущается трагическая судьба, одиночество, бездетность. Будет встреча и со школьной учительницей Марией Васильевной (София Ермолаева) из рассказа «На подводе». И закрутится у неё любовь с купцом Кузьмичёвым.

Одна из самых тронувших меня сцен первого акта – это отдых косарей. В этой сцене не произносится ни слова. Косари отдыхают после работы: кто – привалившись спиной на тюк сена, кто – на театральный портал. И они озвучивают степь: кукуют кукушкой, квакают… И на тебя опускаются покой и умиротворение.

Весь второй акт действие происходит вечером и ночью у костра. Наших путешественников пригласили на свой нехитрый ужин обозные мужики – Пантелей (Игорь Лебедев) и Дымов (Александр Барков). И пошли тут рассказы, байки – порой страшные, порой поучительные.

И вновь в сюжет «Степи» органично вплетаются истории персонажей из чеховских рассказов. Вот прибился к огоньку Незнакомец (Дмитрий Фёдоров) из рассказа «Шампанское» – бывший начальник полустанка на железной дороге. На встречу Нового года к ним с женой (Маргарита Матюшенко) приезжает её тётушка Наталья Петровна (Виктория Шатохина). Её появление сопровождается современным шансоном – пошловатым, зовущим, манящим. И влюбился до безумия наш начальник, запустил все дела. Жена его бросила, со службы уволили. Этот рассказ, как и некоторые другие, решается в жанре буффонады.

Но только не «Студент»! Этот рассказ работает на притчевость спектакля. Студент духовной академии Иван Великопольский (Максим Улин) направляется домой на каникулы и у костерка вдохновенно пересказывает отрывок из Евангелия о Петре и предательстве. И слушатели наполняются верой и жаждой жить честно, по совести. Мало того, бывший певчий Емельян, когда-то потерявший голос, вдруг запел! Запел звучным прекрасным баритоном. Эту роль исполняет Игорь Тавровский, заведующий музыкальной частью театра, хормейстер спектакля, профессиональный оперный певец.

Спектакль новочеркассцев долго не отпускает от себя, рождает размышления о жизни, будит воспоминания детства. Егорушка, покинув родной дом, входит в большой мир. В спектакле, в отличие от повести, не показывается, как он приезжает в город, готовится к вступительным экзаменам в гимназию. Тут, как и в жизни, – открытый финал.

Постановка спектакля «Степь» была осуществлена при поддержке федерального проекта «Культура малой Родины».

 

Алексей Климашевский.

Фото Сергея Лозовского

 

 

Контакты

346400 г. Новочеркасск, пр. Платовский, 72 Тел. кассы: +7 (8635) 22-40-30
Контактный телефон: +7-951-834-19-18
Режим работы кассы:
Вторник-Четверг с 11:00 до 17:00
Пятница с 12:00 до 19:00
Суббота с 12:00 до 18:00
Воскресенье с 11:00 до 18:00
Выходной - понедельник
Чем удивил, порадовал Вас прошлый театральный сезон? Чего ждете от нового?