13 мая в Донском театре драмы и комедии имени В.Ф. Комиссаржевской г. Новочеркасска (Казачьем драматическом театре) состоялась премьера спектакля «Слуга двух господ» по пьесе Карло Гольдони.
Это не первое обращение режиссёра-постановщика Константина Демидова к бессмертной комедии великого итальянского драматурга. Несколько лет назад он успешно поставил «Слугу двух господ» в Краснодарском академическом театре драмы имени М. Горького. На мой вопрос, а не повтор ли в Новочеркасске краснодарского спектакля, Константин Николаевич ответил:
– Нет, это совершенно разные спектакли. К тому же здесь другой художник, другой хореограф. А ещё в том спектакле была огромная массовка, настоящий венецианский карнавал.
Подобие карнавала мы видим и в начале новочеркасского спектакля. Актёры шумно вбегают в зрительный зал из фойе, лихо отплясывая под заводную музыку. Нескромный зритель даже может коснуться сценического костюма, а то и похлопать артиста по плечу – сама весёлая музыка и разудалые танцы провоцируют на это.
Потом персонажи поднимаются на сцену, чтобы продолжить пролог спектакля. А там уже солирует Труффальдино, который не только превозносит свои способности, но и признаётся в единственном недостатке – он любит вкусно поесть. На этом и будет построена буффонная сцена обеда, который подаётся сразу двум его господам.
В спектакле несколько мест действия. Мгновенная их перемена весела и азартна, что придаёт динамику происходящему. На сцене четыре движущихся куба-трансформера, из которых можно сложить любую декорацию. Перемены происходят в вихре тарантеллы, Италия всё-таки.
А сверху из гондолы на всё это смотрит гондольер, изображённый на холсте с надписью: «Венеция» (художник-сценограф и художник по костюмам – Кирилл Саленков). Гондолу же, правда, на колёсиках, мы увидим и в сцене появления огромных сундуков двух господ, у которых одновременно служит Труффальдино. Это его раздвоение и послужило причиной для массы недоразумений, случившихся на наших глазах.
Роль Труффальдино исполняет Сергей Плешаков. В курчавом чёрном парике он напоминает молодого Пушкина. А поведением – Иванушку-дурачка, который, как известно, в финале получает главный приз – желанную невесту. Получает её и Труффальдино – это разбитная служанка Смеральдина (Екатерина Крючкова).
Эту комедию Гольдони писал с некоторой оглядкой на каноны commedia dell’arte. Но пошёл дальше в своей реформе – это уже не театр масок, а театр характеров. Поэтому костюмы персонажей художник придумал лишь с намёком на традиционные маски.
Если посмотреть на маски слуг, то можно увидеть, что Труффальдино (разновидность Арлекина) в условном костюме, но с обязательными разноцветными заплатами, переходящими в декоративный узор. На Смеральдине, напоминающей Коломбину, чудесное воздушное платье, составленное из белых и жёлтых лоскутков. И игра актрисы под стать платью – «коломбинистая», лёгкая, воздушная, искромётная. А вот Бригелла уже отошёл от своей старинной маски. Он теперь буржуа – хозяин гостиницы и ресторана. Но в его одежде еле уловимые старые элементы присутствуют. Например, галуны. Но если раньше они были зелёными на белом костюме, то теперь стали красными на белом и белыми на красном.
Роль Бригеллы исполняет Олег Радченко, которому удалось показать не плоскостной персонаж, как в комедии масок, а объёмный, насытив своё исполнение жизненной правдой. По этому пути идут и многие исполнители. Думаю, это оттого, что режиссёр предложил актёрам правильный способ существования в данном материале – подлинное проживание при острой форме.
Как и во многих сценариях commedia dell’arte, здесь присутствуют две пары влюблённых. Из-за их любовных страстей, недоразумений и переодеваний и закручивается интрига. Одна пара – милые, нежные, романтические Клариче (Александра Иванченко) и Сильвио (Фёдор Шестаков). Другая – приехавшие из Турина и нашедшие в Венеции свою любовь Беатриче Распони (София Ермолаева) и Флориндо Аретузи (Владислав Зайцев).
Присутствует и комическая пара, это Панталоне деи Бизоньози (Роман Пуличев) и Доктор Ломбарди (Игорь Лебедев). Гольдони снимает сатирическую направленность этих масок господ и перед нами предстают два любящих отца, желающих счастья своим детям. Хотя костюмы их напоминают ещё те, традиционные маски.
«Слуга двух господ» – несомненная удача новочеркасского театра. Спектакль поставлен в рамках федерального проекта «Культура малой родины» партии Единая Россия.
Алексей Климашевский.
Фото Сергея Лозовского