Театр
Донской театр драмы и комедии
им. В.Ф.Комиссаржевской.
Казачий драматический театр

В Донском драматическом театре им. Комиссаржевской состоялась премьера по пьесе Г. Горина «Поминальная молитва». Это спектакль, который всегда интересно и смотреть, и чувствовать. Дипломированный рецензент Екатерина Серебрякова дала оценку спектаклю. Речь пойдет от первого лица.

Можно сказать, что, этот спектакль  стал привычным явлением в афише многих провинциальных репертуарных театров, разошёлся на цитаты и вышел далеко за пределы еврейского народа. Наверно, поэтому Новочеркасск - третий театр в Ростовской области, который обратился к этой постановке. А есть еще истинные театралы, которые могут вспомнить мюзикл «Скрипач на крыше», в нем главную роль Тевье молочника на сцене Ростовского театра драмы исполнял Народный артист СССР Михаил Бушнов. Так что сравнить, как говорится, есть с чем. Другой вопрос, насколько такое сравнение этично в принципе.

мол1

Таганрог, Новошахтинск и Новочеркасск, как это и должно быть, показывают разное видение одной истории. И каждая трактовка имеет право на существование. В каждой есть свои плюсы и минусы.

Сюжет пьесы прост: было у бедного молочника по имени Тевье пятеро дочерей и мечта выдать хоть одну из них замуж за богатого еврея. Однако первая вышла за муж не за богатого по расчету, а за бедного и по любви. Вторая уехала вслед за женихом-революционером в Сибирь. Третья крестилась и вышла замуж за русского. После этого умирает жена героя – Голда. Всё это на фоне Первой русской революции, черносотенных погромов, а также политики царского правительства по отношению к евреям – по умолчанию. В этот пейзаж гармонично вплетается лирический мотив, на фоне которого и рождается веселье - та вечная гармония несчастья и радости, смеха сквозь слезы, которые испокон веков помогали евреям выживать в адских условиях и уметь радоваться мелочам.

мол2

мол4

Анонсирует спектакль в Новочеркасске небольшая выставка репродукций картин Марка Шагала, в его творчестве присутствуют аллюзии на произведения Шолом-Алейхема, по мотивам текста которого Горин и написал свою пьесу.

Нельзя также и умолчать о той колоссальной работе, которую сегодня проводит директор театра Полина Конышева, привлекая самые лучшие ростовские творческие силы для каждой постановки. Это и художник-постановщик, лауреат «Золотой маски» Степан Зогробян, и художник по свету Ирина Вторникова. В качестве художника по костюмам в спектакле «Поминальная молитва» дебютировала София Зогробян.

мол6

Приятно, что в спектакле звучит настоящая еврейская, клезмерская музыка, которую лично подбирал режиссер спектакля Ашот Восканян. И это музыкальное сопровождение гармонично дополняется танцевальными сценами (балетмейстер Игорь Вакула) - опять же, с еврейскими танцами, какие плясали на свадьбах и праздниках.

мол9

Вот тут я хочу сказать, что спектакли Восканяна отличает особенная атмосфера. С одной стороны, приемы, которые использует режиссер, вызывает эффект дежа вю. Мы уже видели и вот такое решение мизансцен, и вот такие трактовки образов, и вот это все… С другой, вопрос становится риторическим, а насколько на сцене именно этого театра нужны особенные ходы? Насколько зритель их поймет и примет? Нужны ли этому зрителю вторые смыслы и полутона? Безусловно, в театральном мире есть такое явление как Михаил Бычков – создатель Воронежского Камерного театра, который вошел в топ-10 самых интересных провинциальных театров России. Но при этом, у воронежцев есть выбор. А как поступить, если театр в городе один и, при этом должен уметь зарабатывать, говоря языком маркетинга, на своем театральном продукте. Поэтому, лично я думаю, что Восканян - тот самый режиссер, который нужен и востребован новочеркасским зрителем. Этому зрителю понятно, что ему хотят сказать. Он чувствует, благодаря всей команде постановщиков, что пришел в театр и получил изысканное удовольствие. А не в этом ли цель?

мол7

Очень хороши исполнители главных ролей, заслуженные артисты РФ Александр Коняхин (Тевье) и Александр Иванков (Лейзер-Волф). Можно подискутировать, нужна ли Тевье такая окладистая, как у русского крестьянина, борода. Но с другой стороны, такой образ еще больше приближает нас к идее толерантности, делая еврея Тевье каким-нибудь обычным дядей Ваней, или библейским Иовом. Спектакль ведь и не о еврейском менталитете, а гораздо глубже. О том человеческом, что есть в людях.

мол8

И – как полная противоположность – несостоявшийся зажиточный жених Лейзер. Который, извините за каламбур, гораздо больше еврей, чем мясник.

мол10

При всем моем уважении к заслуженной артистке РФ Ирине Шатохиной, я увидела замечательную, очень красивую женщину. Добрую и, извините, как модно сейчас говорить, социально адаптированную. Но это, простите, не Голда Шолом-Алейхема. Даже в трагичном монологе, котором смертельно больная Голда на расстоянии помогает дочери в родах, я поймала себя на ощущении, что, прежде всего, любуюсь «картинкой» на сцене. Оставляю за собой право субъективизма. И, конечно, совсем непонятно, что происходит между нею и Степаном (Эдуард Мурушкин), когда последний произносит фразу, что когда-то хотел на ней жениться. Впрочем, во всех сценах с этими персонажами темп спектакля провисает, как будто между актерами за кулисами существует холодок в отношениях, который они не могут преодолеть.

мол12

Интересно наблюдать за работой Игоря Лебедева в роли Менахема. Вообще, Лебедеву, однозначно, везет. Главные роли в «Бесприданнице», «Идиоте» и теперь в «Поминальной молитве», редкий подарок судьбы и ее огромный аванс. Когда-то Олег Табаков говорил, что проверяет умение владеть профессией актера в тех эпизодах, когда герою нужно на сцене есть. Эпизод, в котором Менахем пугается предстоящего разговора с Голдой, и с жадностью поглощает еврейский молочный борщ, Лебедев проводит практически филигранно.

мол11

Можно еще много писать о каждом исполнителе, но боюсь наскучить читателю. Гораздо лучше, если этот самый читатель найдет возможность и время поехать в Новочеркасск, и напишет в комментариях, что не согласен со мной, потому что лично он увидел другое. Со своей стороны я увидела всю актерскую труппу, которая пропустила через себя историю Тевье и его семьи и вышла на сцену «с другими глазами». Если хоть один зритель в зале почувствует это – значит, все не зря. В том числе и эта рецензия.


Екатерина Серебрякова