Театр
Донской театр драмы и комедии
им. В.Ф.Комиссаржевской.
Казачий драматический театр

Донской театр драмы и комедии им. В. Ф. Комиссаржевской закрыл театральный сезон премьерой «Комната невесты» по пьесе Валентина Красногорова.

«Персонажи этой необычной пьесы — только женщины (от 15 до 70 лет)», — сообщает автор в первых строках своего произведения. В рамках театральной труппы пьеса помогает задействовать в спектакле практически весь женский состав. Для многих театров это просто находка.

О чем, собственно, речь. Все очень просто: главной темой является любовь и ее место в женской судьбе. А еще мечты. Ведь любая девочка мечтает… И в начале своего жизненного пути, и даже обжегшись не один раз. С другой стороны — и автор, и режиссер спектакля (Ашот Васканян) — мужчины. Это внутренний мир женщины именно их глазами. Поэтому действие выходит местами сентиментальное, местами излишне пафосное, а местами — совсем карикатурное.

Действие происходит в Дворце бракосочетания, в помещении названном «комнатой невесты», в котором помимо невесты, ее матери и будущей свекрови, есть еще сестра, подруга (которая, как потом выяснится, совсем не подруга, а даже напротив), две неизвестные гостьи, перепутавшие регистрации, сотрудницы ЗАГСА и т. д. На улице метет суровая зимняя вьюга…

Очевидно, я буду необъективна по отношению к Эвелине Руденко, исполнившей роль Нади (невесты), просто потому, что никак не могу забыть то яркое впечатление, которое во мне оставил эскиз по пьесе Ярославы Пулинович «Как я стал» (режиссер Андрей Гончаров). Насколько сильно были видны как сильные, так и слабые стороны этой актрисы при ее участии в лаборатории, точно так же они проявились в «Комнате невесты». Лиричная, с красивой — почти иконописной внешностью — Руденко слишком явно «пережимает», изображая страдания. Наверное, с таким нажимом можно было бы старательной школьнице декламировать стихи, но совсем неправильно так существовать на профессиональной театральной сцене.

Вслед за главной героиней все остальные участницы вынуждены подхватывать несвойственную им патетику и, не в силах полностью на нее перейти, замолкать в неоправданных паузах. Особенно сильно это чувствуется в диалогах невесты и ее сестры (Елена Тоцкая) — привлекательной, сильной, успешной.

При этом хочется отметить работу заслуженной артистки РФ Людмилы Фадеевой. Консервативная и строгая учительница литературы в средней школе, настолько привыкшая к шаблонам и правилам, что попытка отступить от них на шаг воспринимается ею как преступление. Ну, а вся эта история с замужеством дочери — просто приступ мигрени, который нужно перетерпеть. Перетерпеть — и все скоро закончится. И дочь послушно домой пойдет, и будущая родственница (Наталья Лебедева) — работница столовой — куда-нибудь сгинет. Кстати, было очень интересно наблюдать трансформацию Лебедевой от Настасьи Филлиповны («Идиот») до хваткой и деловитой Антонины Прокофьевны («Комната невесты»). И там, и там актриса абсолютно органична предполагаемым обстоятельствам и очень убедительна.

К очень удачным образам я бы отнесла и сторонних наблюдателей всей этой свадебной истории — уставшую, справедливую, добрую фею в лице регистраторши Зинаиды Зиновьевны (Людмила Ильина) и задиристую, своенравную, без двух месяцев 18-летнюю барышню Лену (Екатерина Бычкова), которой очень надо замуж прямо сейчас!

А вот клоунаду якобы застенчивого научного работника и по совместительству старой девы Ларисы (Анна Чакуста) я не поняла. Смешно, конечно, она падает в кресло, выпив пару рюмок, но… Сошлемся опять таки на то, что автор и режиссер — мужчины. Они так видят.

В целом, спектакль, безусловно, поднимает проблемы семьи и брака, заставляет задуматься над соответствием мечты о счастье и ее реальном воплощении. Все девочки хотят замуж. Только что потом с этим замужеством делать, когда выходишь из комнаты невесты и образа принцессы на празднике. Как научиться слышать друг друга. Уважать. Верить. Иначе — зачем все это?

Екатерина Серебрякова