Театр
Донской театр драмы и комедии
им. В.Ф.Комиссаржевской.
Казачий драматический театр

Хлеба и зрелищ

В конце мая в Новочеркасском театре драмы и комедии им. В.Ф. Комиссаржевской состоялась встреча журналистов городских СМИ с представителями художественного и административного руководства театра. Речь на пресс-конференции шла об итогах завершающегося 191-го театрального сезона, о проблемах — внутренних и внешних Казачьего театра, о достигнутых успехах, будущих планах. И, конечно, о последней в этом сезоне премьере — спектакле «Комната невесты» по пьесе В. Красногорова. — Это женская пьеса, — сказал о ней главный режиссер А. Восканян, — такие ищут в театре. Радуются актрисы, что заняты. И радуются актеры, что не заняты, отдыхают, — пошутил он. — Когда я выбираю пьесу к постановке, она должна мне нравиться, как женщина.

Говоря это, Ашот Геворкович был неотразим.
— Как женщинам себя чувствовать счастливыми — вот о чем этот спектакль, — подчеркнул он.
Приглашенный художник-постановщик «Комнаты невесты» С. Шавловский — главный художник Владимирского академического театра драмы поделился положительными впечатлениями о Новочеркасске и его театре.
— Ваш театр — на уровне областного, — заверил Станислав Семенович. — Областные хуже. (Спасибо, конечно. Но, скажем без ложной скромности, мы в этом как-то и не сомневались). Также Шавловский рассказал, как ему легко работалось, что у нас в театре очень замечательный завпост (заведующий постановочной частью Сергей Наджафов). И еще художник отметил, как прекрасно для дела, когда у главного режиссера с директором театра полное взаимопонимание и альянс.

— У вас будет праздник, — пообещал Шавловский прессе, имея ввиду предстоящую премьеру, к которой он руку приложил.
Вспомнили журналисты работу Экспериментальной лаборатории, прошедшей в театре в конце апреля, и поинтересовались дальнейшей судьбой сделанных столичными постановщиками трех режиссерских эскизов. Ответила директор театра П. Конышева: — Лаборатория — очень интересный проект. Провокационный. Каждый спектакль из созданных мог бы обрести свою судьбу. Мы предполагали это, когда еще выбирали пьесы. Актерское распределение также наше. Помог Ашот Геворкович с выбором. Но для того, чтобы эскизы превратить в полноценные спектакли, нужно время. А приезжие режиссеры, хоть и молоды, но весьма востребованы. Занятость их расписана на год вперед. Да и маловероятно, что в окончательную доработку взяли бы все три пьесы. На мой взгляд, первая из увиденных — «Это все она» драматурга Андрея Иванова — самая сильная.
Когда речь заходит о финансовых проблемах театрального организма, охватывает неизбывная тоска от той почти безысходности, что открывается перед глазами.
— Наш театр — репертуарный, — говорила Конышева. — Он никогда не будет самоокупаемым. Чтобы театр был на плаву, он должен ощущать помощь и поддержку. Полина Юрьевна поделилась, что давно хочется приобрести для театра профессиональное сценическое оборудование, так как то, с чем теперь приходится работать, 1964 года выпуска, ему более полусотни лет. Она с восторгом отозвалась об увиденном в Москве в Театре на Таганке новом малом зале, где вся сцена оборудована на высшем уровне.
— А недавно я была в Сочи на Всероссийском театральном форуме, который проводил председатель Союза театральных деятелей России народный артист РФ Александр Калягин, — рассказала она. — Слушала слезы театральных директоров от Мурманска до самых до окраин о том, что театры живут тяжело, бедно, почти везде никому не нужен театр. И вышла с чувством, что у нас еще не все так плохо.
В беседу вступил главный режиссер:
— Театр — это большая роскошь для города. Вот перед сдачей «Комнаты невесты» стало ясно — надо 17 пар обуви. Отдаю должное Полине Юрьевне, она нашла такую возможность, всех обули. Конечно, финансовые вопросы и все прочие ложатся на ее хрупкие плечи. Полина Юрьевна — очень тактичный человек, я ее очень люблю.
Поделился главный и такой, на первый взгляд, парадоксальной мыслью: — Не дай Бог, объявят у нас в стране Год Театра. Закроют ряд театров, — неожиданно предрек он.
Больная тема не оставила безучастными представителей прессы:
— Театр не должен быть муниципальным! — это мнение было многоголосым.
— К сожалению так сложилось, — тактично сгладила наметившуюся резкость оценок Конышева. — Но будем надеяться. Наш театр любят, ценят, — заключила она.
Прозвучал вопрос и о судьбе несостоявшегося в 2015 году VII Международного театрального фестиваля «Комплимент». Директор театра и здесь, как могла, держала удар:
— Финансировался «Комплимент» из бюджета Министерства культуры России. Муниципальных денег — чуть. Но вот третий год, как состоялся предыдущий VI фестиваль, и денег нам не дали. Мы в статусе отказа. И так же, к сожалению, складывается у Ростовского театра им. М. Горького с фестивалем «Русская комедия». Федерального уровня фестиваль Чехова в Таганроге в том же положении.
Журналисты, заинтересовавшиеся, почему в Казачьем театре нет новых спектаклей на казачью тему, услышали, что планам по постановке спектакля по роману Василия Шукшина «Я пришел дать вам волю» также не суждено сбыться. Средств театру выделено не было. Итог грустный — дать казакам волю без денег, увы, не вышло. И все же планы и надежды остаются. Ими поделился главный режиссер.
— Мы готовим спектакль «Поминальная молитва» по произведениям Шолом Алейхема. Эта пьеса — попадание в десятку. Сегодня эта тема очень актуальна — изгнание людей с обжитой поколениями родной земли. Но, конечно, есть вопросы, в том числе и финансовые…
А теперь о приятном. Сезон оказался обильным на хорошие новости. В конце 2015 года город поздравил заслуженную артистку РФ Валентину Ивановну Иванкову, награжденную медалью «За доблестный труд на благо Ростовской области», и артиста Игоря Михайловича Лебедева, получившего высокое звание «Лучший работник культуры Ростовской области». В феврале этого года спектакль нашего театра «Жестокие игры» по пьесе А. Арбузова принял участие в областном фестивале-конкурсе театральных работ СТД «Мельпомена-2016», проходившем на сцене Ростовского молодежного академического театра, где за исполнение роли Константинова, отца Терентия в номинации «За лучшую роль второго плана» был отмечен заслуженный артист РФ Александр Иванович Иванков. 25 марта в Волгодонске на областном фестивале самодеятельных театральных коллективов и студий художественного слова «Театральная весна-2016» Гран-При в номинации «Драматические спектакли» и Диплома «За художественное оформление спектакля» была удостоена сценическая работа Ольги Ситниковой «Собачья жизнь» в исполнении юных студийцев Детской театральной студии, существующей при Новочеркасском театре. А в конце мая в Новошахтинске постановка новочеркасцев «Проделки Ханумы» А. Цагарели стала участником Первого международного театрального фестиваля «Поговорим о любви», где собрались театральные коллективы из Владимира, Москвы, Ростовской области, Луганска и французского города Лаваля. Яркий колоритный спектакль Казачьего театра, поставленный мощной режиссерской рукой Л.И. Шатохина, был отмечен в номинации «Самый жизнерадостный спектакль» и получил Благодарственные письма от мэра и городской Думы Новошахтинска. А исполнительнице роли ловкой и успешной свахи Ханумы заслуженной артистке РФ Ирине Шатохиной вручили Диплом номинации с неординарной формулировкой «Неподражаемая».
Завершая статью, вернусь к горьким словам главного режиссера А. Восканяна, что «театр — большая роскошь сегодня», и не соглашусь с ними. Думаю, в глубине души Ашот Геворкович и сам так не считает. Театр, господа, это не роскошь, несмотря на то, финансовый кризис у нас на дворе или какой иной. Театр, дорогие товарищи, это народное достояние, любовь, гордость любого города, тем более такой замечательный, как наш Казачий театр. Театр, наконец, это осознанная необходимость для любого, уважающего себя и считающего себя культурным человека
.
«Хлеба и зрелищ!» — требовал еще Древний Рим. И консулы, и императоры не смели в том отказать народу Вечного города. А Россия, как известно, Третий Рим. И потому будьте любезны дать алчущим соотечественникам кроме хлеба еще и зрелищ. А то, что театр дает зрелище не только яркое, качественное и профессиональное, но и умное, тонкое, душевное, ни для кого не секрет. Разве в кабинетах городских администраций, где трудятся для народа слуги народа, этого не знают?

Лариса Лиховидова,
член Союза журналистов России.

Фото автора.